Учимся правильно произносить и различать звуки

В группах компенсирующей направленности продолжается коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речевого развития.

При норме речевого развития формирование звуковой стороны происходит в двух направлениях: усвоение артикуляции звуков (движений и позиций органов речи, требуемых для произношения) и системы признаков звуков, необходимых для их различения. Дети с недостатками речи испытывают значительные затруднения при восприятии на слух близких звуков, определении из акустического и артикуляционного сходства и различия, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах. Наиболее распространенными у детей дошкольного возраста являются недостатки фонетико-фонематического восприятия.

В коррекционной работе логопед часто использует игры, которые способствуют формированию фонетико-фонематических процессов, предпосылок к овладению навыками чтения и письма (различение оппозиционных звуков, звукобуквенный анализ и синтез). Все игры способствуют развитию мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, классификации), устойчивости и концентрации внимания, целенаправленности деятельности, а также обогащению словарного запаса, развитию связной речи и коммуникативных умений (рассуждения и доказательства в процессе выполнения заданий).

В процессе совместной деятельности педагога с детьми наиболее часто используются игры  «Выбери  картинки, в названии которых есть звук Р» (Л, Ш, Ж, С, З, Ц и др.), «Назови первый звук», «Назови последний звук», «Определи, какой звук мы тянем в середине слова (А, О, У, И, Ы)»,  «Определи сколько звуков в слове», «Назови все звуки по порядку», «Помоги разобрать свои вещи». (Например: У Вали предметы, в названии которых есть звук В, а у Фомы предметы, в названии которых есть звук Ф), «Выбери из рассказа слова на заданный звук».

 Если детям своевременно не оказать помощь, то они не смогут полноценно овладеть грамотой, а в дальнейшем и письменной речью.