Развитие технического творчества в старшем дошкольном возрасте как ступень в познании технических наук.

Сборник научно-методических статей Культурогенезные функции дошкольного и специального образования: развитие инновационных моделей, Чебоксары, 2018

Статья "Развитие технического творчества ы старшем дошкольном возрасте как ступень в познании технических наук." (стр. 48)

Автор: Егорова С.В.

 

 

РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ КАК СТУПЕНЬ В ПОЗНАНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК

 

С.В. Егорова

МБДОУ "Детский сад  №40 "Радость" г. Новочебоксарск

 

Аннотация: в данной статье освещен вопрос развития технического творчества, конструкторских и художественных способностей детей в процессе реализации парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»

Ключевые слова: техническое творчество, старший дошкольный возраст, будущий инженер, эволюция видов конструктора.

 

Подготовка инженеров, конструкторов, программистов на сегодняшний день является задачей государственной важности. У дошкольников в старшем дошкольном возрасте ярко выражается интерес к техническому творчеству и поэтому важно развивать в детях изобретательность, воображение, задействовать все виды мышления

Дошкольный возраст – это сенситивный возраст, возраст, когда ребенок очень быстро впитывает из всего окружения информацию. Старшие дошкольники активно начинают изобретать, конструировать, применять разные конструкторы, что говорит о потребности в созидании и творении. Важно создать условия для мотивации и сохранения интереса к конструктивной и модельной деятельности.

Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» (авторы Т.  В.  Волосовец, Ю. В. Карпова, Т. В. Тимофеева) разработана для работы с детьми старшего школьного возраста. В программе концентрируется внимание на важности выявления технических наклонностей детей, опираясь на данные педагогов и социологов и развитии их конструктивных навыков и творческих способностей на раннем этапе детства. Техническое творчество детей улучшает пространственное мышление[1] что является благодатной почвой при освоении геометрии и инженерного дела. Разные виды конструкторов порождают непосредственный интерес к конструированию, к процессу созидания и техническим наукам.

В программе «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» содержательно изложена эволюция видов конструктора: от игрового набора «Дары Фребеля» до конструктора и затем до робототехники.

Основной целью данной программы является разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Принципы построения программы и походы к её формированию содержательно изложены. Планируемые результаты соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста.

В содержательном разделе в основу разработки особого алгоритма, технологии проведения занятия по формированию у детей старшего дошкольного возраста готовности к изучению технических наук положены сформулированные и обоснованные четыре принципа В.Т. Кудрявцевым:

1.                      общность приоритетов творческого развития;

2.                      ориентация на универсальные модели творчества в ходе развития творческих способностей детей;

3.                      проблематизация детского опыта;

4.                      полифонизм, многообразие форм воплощения ребенком своего творческого замысла[1].

Тематическое планирование образовательной деятельности сопровождается кратким содержанием занятий, что ориентирует педагога на конкретную деятельность, использование конкретных приемов и оборудования.

Этапы реализации непосредственно-образовательной деятельности в старшей и подготовительной к школе группах, с использованием различных конструкторов, робототехники содержательно и поэтапно расписаны. Педагог придерживается заданного алгоритма данного занятия. Важную роль играет предварительная работа в режимных моментах при подготовке изучения новой темы.

Успешная реализация данной программы возможна при создании соответствующей среды. Среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Чтобы реализовать обозначенные принципы организации развивающей среды, необходимо наполнить ее конкретным оборудованием, предметами и игрушками [2]. В данной программе вместе с содержанием занятий прилагаются рекомендуемые виды конструкторов, которые применяются для решения той или иной задачи в учебном процессе. Применение новых технологий в конструировании позволяет каждому ребенку работать в собственном темпе, переходя от простых задач к более сложным. При конструировании, как утверждает О. М. Дьяченко [3], происходит непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических действий. Практические действия ребенка носят поисковый характер.

Детский сад МБДОУ №40 «Радость» г. Новочебоксарск активно включился в работу по реализации парциальной образовательной программы в дошкольном образовании «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров». Педагоги прошли специальные курсы по повышению квалификации, проведена диагностика детей в старшой и подготовительной к школе группах, создаются условия для успешной реализации программы. Предметно-развивающая среда пополняется конструкторами разных видов, в группах создаются конструкторские бюро. Оборудована комната - технопарк, организована деятельность кружка «Юные робототехники»

Эффективность развития технического творчества у старших дошкольников зависит и от поддержки родителей. В семье замечают интерес детей к конструктивной деятельности и поддерживают стремление детей к созданию нового и проявлению творчества. Для родителей проводятся мастер классы, коучинг-сессии, дни открытых дверей, где есть возможность не только наблюдать, но и самим стать участниками творцами и созидателями.