Дошкольное детство является наиболее важным периодом в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Творческие способности детей, креативное мышление особенно ярко проявляются в словотворчестве. Словотворчество – явление, которое издавна имеет место в речи, а в науке о языке закреплено как окказионализм. Дети, особенно в старшей, а также подготовительной группе должны знать, что словотворчество имеет место в жизни, оно известно, и значимо для речи. Именно при помощи словотворчества писатели и поэты находят возможность более точно и образно охарактеризовать ситуацию; при помощи словотворчества создаются смешные слова, словосочетания. Важно уметь так образовывать слово, чтобы оно нашло место в языке, запомнилось, понравилось другим людям и использовалось ими.
В
старшей группе « Незабудки» в рамках реализации работы кружка «Речетворчество» продолжается работа по развитию речи детей . Помогает воспитателям в работе использование мнемотаблиц. Мнемотехника
или – алгоритмы. Мнемотехника – в переводе с греческого «искусство
запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих
эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Данная
методика помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую
память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, мелкую
моторику руки. Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или
маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом,
весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок
легко воспроизводит текстовую информацию.
Таким
образом, используя разнообразные формы по развитию речи, в старшем дошкольном
возрасте дети учатся излагать свои мысли последовательно и грамматически
правильно, интересно рассказывать, точно отражая причинно- следственные
отношения между событиями окружающей жизни, хорошо обосновывая выводы и
заключения.
«
Усвоение языка детьми- это не ознакомление со словами, не простая загадка их в памяти и не подражательное, лепечущее
повторение их, а рост языковой способности с годами и упражнением. Ф.Гумбольдт.
Громова Наталия,
воспитатель, Абакумова Марина, воспитатель